Шильдики E92 E93
Шильдик на капоте или багажнике — это лицо BMW, первое что видят другие водители и пешеходы. За 10 лет работы видел тысячи автомобилей, и могу сказать однозначно: разница между оригинальным шильдиком BMW и китайской репликой видна с трех метров. Оригинал имеет идеальную эмаль с глубоким глянцем, точную геометрию секторов, правильный оттенок синего (Pantone 300C), четкие границы белых и синих квадрантов без затеков. Подделка — это блеклый синий цвет (ближе к голубому), неровная эмаль с пузырями и потеками, кривые границы секторов со смещением до 2 мм, дешевый пластик вместо Poliamid-66, хромированное кольцо из тонкой фольги которое облезает за полгода. Правильный шильдик служит 10-15 лет без потери цвета и блеска, китайская реплика желтеет за 2-3 года и отваливается при первой серьезной мойке. Разберем все типы шильдиков для E92/E93, их размеры, способы крепления и признаки подделок.
Какие размеры шильдиков подходят для BMW E92/E93
Для BMW E92 купе и E93 кабриолет используются два основных размера круглых эмблем: передняя на капот диаметром 82 мм (оригинальный артикул 51148132375 или 51147057794 в зависимости от года), задняя на крышку багажника диаметром 79 мм для E92 купе (оригинальный артикул 51147179677) или 74 мм для E93 кабриолет (оригинальный артикул 51148219237). Важный нюанс: E92 купе имеет уникальный размер заднего шильдика 79 мм, который больше стандартного 74 мм но меньше универсального 82 мм. Если установить на E92 купе шильдик 74 мм вместо 79 мм, будут видны зазоры по краям посадочного места, если установить 82 мм — не влезет в отверстие крышки багажника. E93 кабриолет использует стандартный задний шильдик 74 мм как и E90 седан.
Передний шильдик 82 мм — универсальный для всех E-серий
Передний шильдик диаметром 82 мм устанавливается на капот BMW E92/E93 в центральной части, в специальное посадочное место с двумя пластиковыми штырями. Расстояние между центрами штырей 56 мм (стандарт для всех BMW). Этот размер универсален для всей E-серии: E30, E36, E46, E90, E91, E92, E93, а также для многих F-серий. Конструкция: круглый шильдик состоит из пластикового корпуса Poliamid-66 (PA66) черного цвета диаметром 82 мм толщиной 10-12 мм, внутрь которого вставлена эмалированная вставка с логотипом BMW (синие и белые квадранты), сверху покрытая прозрачным куполом из поликарбоната для защиты эмали и создания 3D-эффекта. По периметру идет хромированное кольцо шириной 3-4 мм из нержавеющей стали с блестящей полировкой.
Крепление на два пластиковых штыря (пина) диаметром 6 мм длиной 15-20 мм, которые вставляются в технологические отверстия в капоте. Штыри имеют на конце распорные лепестки или резьбу под специальную фиксирующую гайку (поставляется в комплекте с оригинальным шильдиком). После установки штыри прижимаются гайками или распорными клипсами с внутренней стороны капота, шильдик надежно зафиксирован и не болтается. Дополнительно между шильдиком и капотом устанавливаются две резиновые уплотнительные втулки (шайбы) толщиной 2-3 мм для герметизации соединения и предотвращения попадания воды под шильдик.
Оригинальные артикулы переднего шильдика 82 мм для E92/E93: 51148132375 (классический, подходит для большинства E-серий дорестайлинг и рестайлинг), 51147057794 (для некоторых F-серий с креплением на два отверстия), 51767288752 (для F30 с креплением на три отверстия, не подходит для E92/E93). При заказе шильдика обязательно уточнять совместимость по VIN или году выпуска автомобиля.
Материалы изготовления оригинального шильдика: корпус из Poliamid-66 (PA66) — конструкционный термопластик с высокой прочностью, термостойкостью до +120°C, морозостойкостью до -40°C, стойкостью к бензину и маслу. Эмалированная вставка — металлическая основа (сталь или алюминий) с нанесенной горячей эмалью (стеклоэмаль) толщиной 0,5-1 мм, обожженной при температуре 800-850°C для создания глянцевого блеска и цветовой стойкости. Прозрачный купол — оптический поликарбонат с UV-защитой для предотвращения пожелтения эмали. Хромированное кольцо — нержавеющая сталь с гальваническим хромированием толщиной 5-10 микрон.
Срок службы оригинального переднего шильдика 10-15 лет при условии правильной установки с резиновыми уплотнителями. Эмаль не выцветает, не желтеет, сохраняет глянец. Хромированное кольцо не облезает (если это настоящий хром, а не китайская фольга). Пластиковый корпус не трескается от мороза, не деформируется от жары. Единственная проблема — потеря шильдика при ДТП или слабом креплении (если забыли закрутить гайки или не установили уплотнители).
Задний шильдик 79 мм для E92 купе — уникальный размер
Задний шильдик диаметром 79 мм устанавливается на крышку багажника BMW E92 купе в центральной части, в специальное посадочное место с двумя пластиковыми штырями. Это уникальный размер, который используется только для E92 купе и нескольких других редких моделей. Расстояние между центрами штырей 56 мм (стандарт). Конструкция аналогична переднему шильдику: пластиковый корпус PA66 диаметром 79 мм, эмалированная вставка, поликарбонатный купол, хромированное кольцо, два пластиковых штыря с распорными лепестками, две резиновые уплотнительные втулки.
Оригинальный артикул заднего шильдика 79 мм для E92 купе: 51147179677. Этот артикул сложнее найти в наличии чем стандартный 82 мм или 74 мм, так как размер 79 мм менее распространенный. Некоторые продавцы ошибочно предлагают 74 мм или 82 мм вместо 79 мм — будьте внимательны при заказе, уточняйте совместимость именно для E92 купе.
Почему E92 купе использует 79 мм а не стандартный 74 мм или 82 мм: дизайнерское решение BMW для создания визуального баланса. Крышка багажника E92 купе имеет большую площадь чем у E90 седана или E93 кабриолет, поэтому шильдик 74 мм выглядит слишком маленьким и теряется на фоне широкой крышки. Шильдик 82 мм не помещается в штатное посадочное место (отверстие под штыри смещено). Размер 79 мм — компромисс между эстетикой и конструкцией.
Задний шильдик 74 мм для E93 кабриолет — стандартный размер
Задний шильдик диаметром 74 мм устанавливается на крышку багажника BMW E93 кабриолет в центральной части, в специальное посадочное место с двумя пластиковыми штырями. Это стандартный размер, который используется для E46, E90 седан, E93 кабриолет, F30 и многих других моделей. Расстояние между центрами штырей 56 мм (стандарт). Конструкция аналогична переднему и заднему шильдикам других размеров: пластиковый корпус PA66 диаметром 74 мм, эмалированная вставка, поликарбонатный купол, хромированное кольцо, два пластиковых штыря, две резиновые уплотнительные втулки.
Оригинальный артикул заднего шильдика 74 мм для E93 кабриолет: 51148219237. Этот артикул самый распространенный, легко найти в наличии у официальных дилеров и в проверенных магазинах запчастей. Подходит также для E46, E90 седан, E82, E85 и других моделей — при заказе проверяйте совместимость по VIN.
Как отличить оригинальный шильдик BMW от подделки
Оригинальный шильдик BMW имеет правильный оттенок синего цвета Pantone 300C (яркий насыщенный синий с легким фиолетовым подтоном), идеально ровную эмаль с глянцевым блеском без пузырей и потеков, четкие границы между белыми и синими квадрантами с точностью ±0,1 мм, хромированное кольцо из нержавеющей стали толщиной 0,3-0,5 мм с зеркальной полировкой, корпус из качественного Poliamid-66 черного цвета без запаха пластика, два прочных штыря диаметром 6 мм с распорными лепестками или резьбой, маркировку BMW и номер артикула на задней стороне корпуса, резиновые уплотнительные втулки в комплекте. Подделка имеет неправильный оттенок синего (блеклый голубой или темно-синий), неровную эмаль с видимыми пузырями воздуха, размытые границы квадрантов со смещением до 2 мм, хромированное кольцо из тонкой фольги которое гнется пальцем и облезает за полгода, корпус из дешевого ABS-пластика с запахом химии, тонкие штыри диаметром 4-5 мм без распорных лепестков, отсутствие маркировки или поддельную маркировку с опечатками, отсутствие резиновых уплотнителей.
| Параметр | Оригинальный шильдик BMW | Китайская подделка |
|---|---|---|
| Оттенок синего | Pantone 300C (яркий синий с фиолетовым подтоном) | Блеклый голубой или темно-синий |
| Качество эмали | Идеально ровная, глянцевый блеск, без пузырей | Неровная, матовая или полуматовая, пузыри воздуха |
| Границы квадрантов | Четкие ровные линии, точность ±0,1 мм | Размытые кривые линии, смещение до 2 мм |
| Хромированное кольцо | Нержавеющая сталь 0,3-0,5 мм, зеркальная полировка | Тонкая фольга 0,05-0,1 мм, гнется пальцем |
| Материал корпуса | Poliamid-66 (PA66) черный, без запаха | ABS-пластик серый или черный, запах химии |
| Штыри крепления | Диаметр 6 мм, распорные лепестки или резьба | Диаметр 4-5 мм, без лепестков, гладкие |
| Расстояние между штырями | 56 мм точно ±0,5 мм | 54-58 мм с погрешностью ±2 мм |
| Резиновые уплотнители | В комплекте, 2 шт, толщина 2-3 мм | Отсутствуют или китайские тонкие 1 мм |
| Маркировка на корпусе | BMW + артикул + Made in Germany | Отсутствует или Made in China с опечатками |
| Вес шильдика | 80-120 г (тяжелый, металлическая вставка) | 40-60 г (легкий, пластиковая вставка) |
| Срок службы | 10-15 лет без потери качества | 1-3 года, выцветание, облезание хрома |
| Стоимость | Выше | Значительно ниже оригинала |
Проверка оттенка синего цвета
Оригинальный шильдик BMW использует эмаль синего цвета Pantone 300C — это фирменный корпоративный цвет BMW, который используется с 1917 года. Pantone 300C в системе RGB имеет значения R=0, G=102, B=204 (в шестнадцатеричном формате #0066CC), в CMYK C=100%, M=50%, Y=0%, K=20%. Визуально это яркий насыщенный синий цвет с легким фиолетовым подтоном, который выглядит глубоким и благородным. Эмаль имеет глянцевый блеск как стекло, отражает свет равномерно, без матовых участков.
Подделка использует неправильный оттенок синего по двум причинам: китайские производители не имеют доступа к оригинальной эмали BMW и используют дешевые аналоги с приблизительным цветом, технология нанесения эмали нарушена (низкая температура обжига, некачественная эмалевая паста). Результат: блеклый голубой цвет (как небо в пасмурный день) или темно-синий почти черный (как вечернее небо). Эмаль матовая или полуматовая, не имеет глубокого блеска, выглядит дешево.
Способ проверки оттенка: положить оригинальный и подозрительный шильдик рядом при дневном свете (не под лампой, дневной свет 5500-6500K наиболее объективен). Если цвета различаются визуально — подделка. Можно сфотографировать оба шильдика на камеру смартфона при одинаковом освещении и сравнить RGB-значения в графическом редакторе. Оригинал должен быть близок к #0066CC, подделка будет #4D94FF (светлее) или #003366 (темнее).
Проверка качества эмали и границ квадрантов
Оригинальная эмаль наносится методом горячего эмалирования: на металлическую основу (сталь или алюминий) трафаретом наносится эмалевая паста (стеклопорошок с пигментами и связующим), затем деталь помещается в печь и обжигается при температуре 800-850°C в течение 5-10 минут. Стеклопорошок плавится, растекается ровным слоем толщиной 0,5-1 мм, спекается с металлом, образуя гладкую глянцевую поверхность. После остывания эмаль становится твердой как стекло, не царапается ногтем, имеет идеально ровную поверхность без пузырей и потеков. Границы между белыми и синими квадрантами четкие ровные, точность геометрии ±0,1 мм благодаря точным трафаретам.
Подделка использует упрощенную технологию холодного эмалирования или печати: на пластиковую или металлическую основу наносится краска или эпоксидная смола с пигментами, затем деталь сушится при комнатной температуре или при низкой температуре 80-120°C. Результат: неровная поверхность с видимыми пузырями воздуха (смола не успела растечься равномерно), матовая или полуматовая (нет высокотемпературного спекания), границы квадрантов размытые кривые (краска растеклась за края трафарета), смещение границ до 2 мм (дешевые трафареты с низкой точностью). Эмаль царапается ногтем (мягкая эпоксидная смола вместо твердой стеклоэмали).
Способ проверки качества эмали: осмотреть шильдик под ярким светом под углом 45 градусов. Оригинал: поверхность идеально гладкая как зеркало, отражение света равномерное без искажений, границы квадрантов четкие ровные, нет пузырей. Подделка: поверхность неровная с видимыми бугорками и впадинами, отражение света искаженное, границы квадрантов размытые или кривые, видны пузыри воздуха размером 0,5-2 мм. Провести ногтем по границе квадрантов — оригинал гладкий без ступенек, подделка имеет ощутимую ступеньку или впадину на границе.
Проверка хромированного кольца
Оригинальное хромированное кольцо изготовлено из нержавеющей стали толщиной 0,3-0,5 мм, запрессовано в пластиковый корпус или приклеено на специальный клей. Поверхность кольца имеет гальваническое хромирование толщиной 5-10 микрон (слой никеля 3-7 микрон + слой хрома 2-3 микрон) с зеркальной полировкой класса Ra 0,1-0,2 микрометра. Хром твердый блестящий, не гнется пальцем, не царапается ногтем, сохраняет блеск 10-15 лет без облезания. Если попытаться согнуть кольцо плоскогубцами — оно деформируется но не треснет, хромовое покрытие не отслоится.
Подделка использует тонкую алюминиевую фольгу толщиной 0,05-0,1 мм с напылением хрома (вакуумное напыление алюминия + тонкий слой хрома 0,1-0,5 микрон) или вообще без хрома (просто полированная алюминиевая фольга). Фольга мягкая, гнется пальцем без усилий, царапается ногтем, блеск не зеркальный а матово-блестящий. Через 6-12 месяцев эксплуатации фольга облезает по краям (напыление стирается от мойки и атмосферных воздействий), появляются темные пятна коррозии (алюминий окисляется), кольцо теряет блеск и становится серым.
Способ проверки хромированного кольца: попытаться немного согнуть кольцо пальцем прижимая к пластиковому корпусу. Оригинал: кольцо жесткое, не гнется, упругое. Подделка: кольцо мягкое, легко деформируется, остается вмятина. Провести ногтем по поверхности хрома с усилием — оригинал не царапается, подделка оставляет видимую царапину. Осмотреть края кольца на предмет отслоения — оригинал плотно запрессован без зазоров, подделка имеет видимый зазор 0,5-1 мм между кольцом и корпусом, можно подцепить кольцо ногтем.
Совет эксперта от Максима Воронова, продавца-консультанта со стажем 10 лет: "Самая частая ошибка при покупке шильдика — ориентироваться только на внешний вид в упаковке. Приходит клиент, показывает купленный на рынке шильдик: 'Посмотрите, вроде нормальный, за треть от вашей'. Беру в руки, сразу чувствую вес — 50 грамм вместо 100. Смотрю эмаль — синий не тот оттенок, блеск матовый. Кольцо пробую согнуть пальцем — гнется, фольга. Штыри тонкие 4 мм вместо 6 мм, без распорных лепестков. Резиновых уплотнителей нет вообще. Говорю клиенту: 'Это подделка, прослужит год максимум, хром облезет, эмаль выцветет'. Клиент в шоке, возвращается через полгода с этим же шильдиком — хром облез по краям, синий цвет стал блеклым, шильдик болтается потому что штыри без лепестков просто вывалились из отверстий. Покупает оригинал. Экономия на шильдике всегда оборачивается двойной тратой — сначала китай, потом оригинал."
Какие альтернативные шильдики существуют для BMW E92/E93
Помимо классических круглых эмблем с бело-синими квадрантами существуют альтернативные шильдики для кастомизации внешнего вида BMW E92/E93: черные шильдики (полностью черный корпус и черная эмблема вместо синей, stealth-стиль), карбоновые шильдики (классическая эмблема с карбоновым рисунком вместо синего цвета), цветные юбилейные шильдики (специальные эмблемы в честь годовщин BMW с измененными цветами), шильдики M Performance (добавление буквы M или надписи M Performance на крыло, решетку, багажник), модельные шильдики (320i, 335i, M3 и другие обозначения модификации двигателя), тюнинг-шильдики (Alpina, Hamann, AC Schnitzer и другие ателье). Установка альтернативных шильдиков изменяет восприятие автомобиля: черные создают агрессивный stealth-образ, карбоновые добавляют спортивности, M Performance подчеркивают динамичность, модельные указывают на версию двигателя. Важно понимать легальность и этику таких модификаций.
Черные шильдики — stealth-стайлинг
Черные шильдики для BMW — это полностью черная версия классической круглой эмблемы: черный пластиковый корпус, черная эмалированная вставка с черным или темно-серым логотипом BMW (контуры квадрантов едва различимы), черное матовое или глянцевое кольцо вместо хромированного. Эффект stealth (скрытности) — шильдик почти сливается с черным или темным кузовом автомобиля, виден только с близкого расстояния под определенным углом света. Популярны среди любителей минималистичного агрессивного стиля.
Конструкция черных шильдиков: корпус из черного пластика PA66, эмалированная вставка с черной эмалью (или карбоновой пленкой под эмалью) с темно-серыми или черными контурами квадрантов, черное анодированное алюминиевое кольцо вместо хромированного, стандартные штыри и резиновые уплотнители. Размеры аналогичны оригиналу: 82 мм для капота, 79 мм или 74 мм для багажника в зависимости от модели.
Производители черных шильдиков: оригинальные черные шильдики BMW не производятся официально (за исключением специальных лимитированных серий), все черные шильдики на рынке — это либо качественные реплики от европейских производителей (Германия, Польша), либо дешевые китайские подделки. Качественная реплика отличается от китая: точная геометрия и размеры как у оригинала, корпус из настоящего PA66 а не ABS, качественная черная эмаль с равномерным цветом, черное анодированное кольцо а не крашенное (крашенное облезает за полгода), правильное расстояние между штырями 56 мм, резиновые уплотнители в комплекте.
Недостатки черных шильдиков: сложность очистки (на черной поверхности видны малейшие царапины и разводы от воды), быстрое нагревание на солнце (черная эмаль поглощает тепло сильнее синей, шильдик нагревается до +70-80°C летом на черном капоте, риск деформации дешевого пластика), низкая контрастность (на черном или темно-сером кузове шильдик почти не виден, теряется эффект фирменной эмблемы BMW).
Карбоновые шильдики — спортивный акцент
Карбоновые шильдики для BMW — это версия классической эмблемы где вместо синих квадрантов используется карбоновая пленка или настоящее карбоновое волокно с характерным плетением twill 2×2. Белые квадранты остаются белыми (эмаль), карбоновые квадранты имеют черно-серый рисунок переплетенных углеродных нитей под прозрачным лаком, хромированное кольцо может быть стандартным или черным в зависимости от производителя. Эффект спортивности и премиальности — карбон ассоциируется с гоночными автомобилями и дорогими суперкарами.
Конструкция карбоновых шильдиков: корпус из черного пластика PA66, эмалированная вставка с белой эмалью в двух квадрантах и наклеенной карбоновой пленкой (или настоящим карбоном) в двух других квадрантах, прозрачный купол из поликарбоната с UV-защитой, хромированное или черное кольцо, стандартные штыри и уплотнители. Размеры аналогичны оригиналу.
Типы карбоновых шильдиков: с карбоновой пленкой (дешевле, карбоновый рисунок напечатан на виниловой пленке и наклеен под купол, выглядит плоско, срок службы 2-3 года с выцветанием рисунка от UV), с настоящим карбоном (дороже, используется тонкий лист карбонового волокна толщиной 0,3-0,5 мм с прозрачной эпоксидной смолой, выглядит объемно с видимой текстурой плетения, срок службы 5-7 лет без выцветания). Качественный карбоновый шильдик имеет глубину рисунка — видно текстуру нитей, блики света играют на поверхности, ощущение премиальности. Дешевая пленка имеет плоский напечатанный рисунок без глубины, выглядит как наклейка.
Недостатки карбоновых шильдиков: несовместимость с классическим стилем BMW (карбон выглядит спортивно но может конфликтовать с консервативным дизайном E92/E93 если нет других карбоновых элементов на автомобиле), быстрое выцветание дешевых версий с пленкой (через 1-2 года карбоновый рисунок становится серым), риск отслоения пленки от купола (если использован некачественный клей, при перепадах температуры пленка отклеивается и появляются пузыри воздуха под куполом).
Шильдики M Performance — подчеркивание спортивности
Шильдики M Performance — это дополнительные эмблемы с буквой M или надписью M Performance, которые устанавливаются на крылья, решетку радиатора, багажник, пороги для подчеркивания спортивного характера автомобиля. Оригинальные шильдики M Performance производятся BMW Motorsport и устанавливаются на автомобили с M-пакетом или M Performance обвесами. Установка шильдиков M Performance на стандартный автомобиль без M-пакета технически возможна но этически спорна (некоторые считают это обманом, введением в заблуждение других водителей).
Типы шильдиков M Performance: M на крыло (небольшая эмблема размером 30×15 мм с буквой M в фирменных цветах BMW Motorsport — синий, фиолетовый, красный — устанавливается на переднее крыло за передним колесом), M Performance на крыло (металлический шильдик размером 80×12 мм с надписью M Performance, устанавливается горизонтально на переднее крыло), M на решетку радиатора (круглая или овальная эмблема диаметром 45-60 мм с буквой M, устанавливается в центре решетки радиатора или на ноздре), модельные шильдики M3, M5 (устанавливаются на багажник вместо 335i или рядом с ним, обозначают M-версию автомобиля).
Конструкция шильдиков M Performance: металлическая основа (алюминий или нержавеющая сталь) с эмалью или печатью, хромированное или черное покрытие, крепление на двухсторонний скотч 3M VHB или на пластиковые штыри (в зависимости от типа шильдика). Оригинальные шильдики имеют артикулы BMW (например, 51148058881 для шильдика M на крыло), качественное исполнение, точные размеры, UV-стойкую эмаль или печать. Китайские реплики имеют неточные размеры, кривую печать или эмаль с неправильными цветами, дешевый скотч который отклеивается через полгода.
Этика установки шильдиков M Performance на non-M автомобиль: в сообществе BMW-владельцев существует негласное правило — не устанавливать M-шильдики на автомобили без M-пакета или M Performance обвесов, так как это вводит в заблуждение других водителей и обесценивает настоящие M-автомобили. Установка шильдика M3 на 320i считается дурным тоном и вызывает насмешки знающих людей. Установка шильдика M Performance на автомобиль с оригинальным M Performance обвесом но без M-двигателя — спорный вопрос, одни считают это допустимым (обвес есть), другие все равно против (двигатель не M). Каждый владелец решает сам, но нужно понимать возможную критику.
Как правильно установить шильдик на BMW E92/E93
Установка шильдика на капот или багажник BMW E92/E93 требует: чистую обезжиренную поверхность кузова в месте установки, новые резиновые уплотнительные втулки (2 штуки на шильдик, если не идут в комплекте с оригинальным шильдиком — заказать отдельно), пластиковые гайки или распорные клипсы для фиксации штырей (обычно идут в комплекте с оригинальным шильдиком, если нет — заказать отдельно), терпение и аккуратность. Процесс занимает 10-20 минут при первой установке, 5-10 минут при наличии опыта. Критично: не перетягивать гайки на штырях (риск сломать пластиковые штыри или треснуть пластиковый корпус шильдика), обязательно использовать резиновые уплотнители (без них вода попадает под шильдик и вызывает коррозию кузова).
Подготовка посадочного места
Посадочное место для шильдика на капоте или багажнике E92/E93 представляет собой круглое углубление диаметром 83-84 мм глубиной 2-3 мм с двумя отверстиями диаметром 7-8 мм для штырей шильдика. Расстояние между центрами отверстий 56 мм. Перед установкой нового шильдика необходимо очистить посадочное место от грязи, старых резиновых уплотнителей, остатков клея или герметика.
Снятие старого шильдика (если установлен): открыть капот или багажник, с внутренней стороны найти пластиковые гайки или распорные клипсы на штырях старого шильдика, открутить гайки руками или плоскогубцами (гайки одноразовые, после снятия не подлежат повторному использованию, выбросить), вытащить старый шильдик наружу потянув за края (не тянуть за центр — можно треснуть купол), снять старые резиновые уплотнители с штырей (уплотнители одноразовые, выбросить).
Очистка посадочного места: удалить остатки старых резиновых уплотнителей из отверстий (пинцетом или отверткой), протереть круглое углубление и отверстия безворсовой салфеткой смоченной в изопропиловом спирте 70% или обезжиривателе для удаления грязи жира воска, дать спирту испариться 1-2 минуты. Посадочное место должно быть чистым сухим без грязи и жира.
Проверка отверстий на предмет коррозии: если автомобиль старый или шильдик долго отсутствовал, в отверстиях может быть коррозия (ржавчина). Осмотреть края отверстий на предмет ржавых пятен. Если ржавчина есть — удалить ее преобразователем ржавчины или мелкой наждачной бумагой P800-P1000, затем обезжирить и нанести антикоррозионную грунтовку тонким слоем на края отверстий, дать высохнуть 10-15 минут. Это предотвратит дальнейшую коррозию под шильдиком.
Установка резиновых уплотнителей и фиксация шильдика
Резиновые уплотнительные втулки (шайбы) — критически важный элемент установки шильдика. Их функция: герметизация соединения между шильдиком и кузовом для предотвращения попадания воды дорожной грязи и реагентов под шильдик, компенсация неровностей кузова для плотного прилегания шильдика, амортизация вибраций для предотвращения трещин в пластиковом корпусе шильдика. Размеры резиновых уплотнителей: внешний диаметр 12-15 мм, внутренний диаметр 6-7 мм (под штырь), толщина 2-3 мм. Материал: EPDM-резина (этилен-пропилен-диеновый каучук) черного цвета, стойкая к воде маслу бензину UV-излучению температурам от -40°C до +120°C.
Установка резиновых уплотнителей на штыри шильдика: взять новый шильдик, на каждый из двух штырей надеть по одной резиновой уплотнительной втулке, протолкнуть втулку по штырю до упора в пластиковый корпус шильдика. Втулка должна плотно сидеть на штыре без люфта, не прокручиваться. Если втулка слишком свободна — взять втулку с меньшим внутренним диаметром 6 мм вместо 7 мм.
Установка шильдика в посадочное место: приложить шильдик к капоту или багажнику, совместить штыри с отверстиями в кузове, легким нажатием вставить штыри в отверстия. Штыри должны войти свободно без усилий. Если штыри не входят — проверить расстояние между штырями (должно быть 56 мм), проверить диаметр отверстий в кузове (должен быть 7-8 мм, если меньше — рассверлить сверлом 8 мм). Прижать шильдик к кузову, убедиться что резиновые уплотнители плотно прилегают к кузову по всему периметру, шильдик не болтается не качается.
Фиксация штырей с внутренней стороны: зайти с внутренней стороны капота или багажника, найти два штыря шильдика, на каждый штырь надеть пластиковую гайку (или распорную клипсу) и закрутить руками до упора. Гайка имеет внутреннюю резьбу и накручивается на резьбу штыря (если штырь с резьбой) или распорную клипсу просто надавить на гладкий штырь до щелчка (если штырь с распорными лепестками). Закручивать гайки нужно аккуратно без чрезмерного усилия — пластиковая резьба может сорваться, пластиковый штырь может треснуть. Признак правильной затяжки: гайка закручена до упора, шильдик плотно прижат к кузову без качания, но при попытке повернуть шильдик рукой он не проворачивается (резиновые уплотнители создают трение). Если шильдик проворачивается — недотянуто, если треснул корпус шильдика — перетянуто.
Проверка герметичности: после установки обильно полить шильдик водой из шланга, осмотреть стыки между шильдиком и кузовом на предмет протечек. Вода не должна просачиваться под шильдик. Если вода просачивается — резиновые уплотнители установлены неправильно или повреждены, снять шильдик и переустановить с новыми уплотнителями.
Инженерные тонкости шильдиков BMW
Почему BMW использует Poliamid-66 для корпуса шильдика а не ABS-пластик: Poliamid-66 (PA66, также известный как Nylon 66) — конструкционный термопластик из семейства полиамидов, синтезируемый поликонденсацией гексаметилендиамина и адипиновой кислоты. Имеет температуру плавления 255-265°C (выше чем у ABS 200-220°C), прочность на разрыв 70-90 МПа (выше чем у ABS 40-50 МПа), модуль упругости 2500-3500 МПа (выше чем у ABS 2000-2500 МПа), стойкость к бензину маслу и дорожным реагентам (ABS разрушается от бензина и растворителей), низкое водопоглощение 1-2% при полном погружении (ABS 0,2-0,4%). Недостаток PA66 — более высокая стоимость в 2-3 раза по сравнению с ABS. BMW использует PA66 для шильдиков потому что они находятся на капоте и багажнике, где летом температура достигает +80-90°C (черный металл на солнце), зимой -40°C (Россия, Скандинавия), постоянный контакт с дорожными реагентами водой бензином при заправке. ABS-пластик в таких условиях деформируется растрескивается желтеет за 2-3 года. PA66 сохраняет форму и свойства 10-15 лет.
Почему эмаль на оригинальном шильдике не выцветает 10-15 лет: Эмаль (стеклоэмаль) — это стеклообразное покрытие, получаемое спеканием стеклопорошка с пигментами при температуре 800-850°C. Состав эмали: кремнезем SiO₂ 60-70% (основа стекла), оксид бора B₂O₃ 10-15% (понижает температуру плавления), оксид натрия Na₂O 5-10% (флюс для лучшего растекания), пигменты CoO (синий), TiO₂ (белый) 5-10%. После обжига эмаль становится аморфным стеклом с высокой химической стойкостью и UV-стойкостью. Синий пигмент оксид кобальта CoO — один из самых UV-стойких пигментов, поглощает UV-излучение 280-400 нм и переизлучает его в виде тепла без фотохимического разрушения. Поэтому синий цвет эмали не выцветает даже после 15 лет эксплуатации на солнце. Для сравнения: краски и полимерные эмали (эпоксидные, акриловые) содержат органические пигменты, которые разрушаются UV-излучением за 2-5 лет с потерей цвета. Китайские подделки используют дешевые краски или полимерные эмали вместо настоящей стеклоэмали, поэтому выцветают за 1-3 года.
Механизм фиксации штырей шильдика — почему распорные лепестки надежнее резьбы: Оригинальные шильдики BMW используют два типа фиксации штырей: распорные лепестки (байонетное крепление) или пластиковая резьба. Распорные лепестки: на конце штыря расположены 2-4 гибких пластиковых лепестка, которые в свободном состоянии отогнуты наружу под углом 15-20 градусов, диаметр штыря с лепестками 8-9 мм. При вставке штыря в отверстие диаметром 7-8 мм лепестки прижимаются к штырю, проходят через отверстие, после прохождения распрямляются обратно и упираются в кузов изнутри, не давая штырю вылезти обратно. Для дополнительной фиксации на штырь надевается распорная клипса (пластиковое кольцо с радиальными прорезями), которая прижимает лепестки к кузову. Преимущества: быстрая установка без инструментов (надавил — защелкнулось), высокая вибростойкость (лепестки создают постоянное прижимное усилие 10-20 Н), невозможность самопроизвольного откручивания (нет резьбы которая может раскрутиться от вибраций). Недостаток: одноразовое крепление, при снятии лепестки деформируются и теряют упругость, повторная установка ненадежна.
Пластиковая резьба: на конце штыря нарезана наружная резьба М6×0,75 или М8×1, длина резьбы 10-15 мм. Для фиксации используется пластиковая гайка с внутренней резьбой, которая накручивается на штырь с усилием 0,5-1 Нм. Преимущества: многоразовое крепление (можно откручивать и закручивать несколько раз), регулируемое прижимное усилие (можно контролировать затяжку). Недостатки: риск срыва пластиковой резьбы при перетяжке (момент затяжки более 1,5 Нм срывает резьбу), риск самопроизвольного откручивания от вибраций (если не использовать фиксатор резьбы), необходимость инструмента для затяжки (плоскогубцы или торцевой ключ).
Почему шильдик без резиновых уплотнителей вызывает коррозию кузова: Резиновые уплотнительные втулки не только герметизируют соединение, но и предотвращают гальваническую коррозию между разнородными металлами. Корпус шильдика PA66 с металлической эмалированной вставкой (сталь или алюминий), кузов автомобиля — оцинкованная сталь. При прямом контакте металлической вставки шильдика с оцинкованным кузовом образуется гальваническая пара: сталь шильдика (анод) и цинковое покрытие кузова (катод), в присутствии электролита (вода с дорожными реагентами) возникает электрохимическая коррозия. Цинковое покрытие растворяется ускоренно, обнажается стальной кузов, начинается коррозия стали с образованием ржавчины. Резиновые уплотнители EPDM изолируют металлы друг от друга, разрывая гальваническую пару и предотвращая коррозию. Без уплотнителей через 1-2 года под шильдиком появляются ржавые пятна диаметром 10-20 мм. Особенно критично для регионов с обильным использованием дорожных реагентов (соли, хлориды) которые усиливают электрохимическую коррозию в 5-10 раз.
Оптическая иллюзия куполообразной формы шильдика: Прозрачный купол из поликарбоната над эмалированной вставкой создает оптическую иллюзию объема и глубины — эмблема кажется трехмерной, квадранты кажутся утопленными на разную глубину. Физика эффекта: поликарбонатный купол имеет сферическую поверхность радиусом 50-70 мм, показатель преломления поликарбоната n=1,586 (выше чем у воздуха n=1,000), при прохождении света через купол происходит рефракция (преломление) согласно закону Снеллиуса n₁sinθ₁=n₂sinθ₂. Лучи света преломляются на границе воздух-поликарбонат, фокусируются на эмали, отражаются от эмали, снова преломляются на границе поликарбонат-воздух и выходят к глазу наблюдателя под другим углом чем входили. Мозг интерпретирует это как объемное изображение с глубиной 2-3 мм, хотя эмаль на самом деле плоская толщиной 0,5-1 мм. Дополнительно купол работает как линза — фокусирует свет на центре эмблемы, создавая яркое световое пятно (блик) которое усиливает эффект блеска и премиальности. Подделки часто используют плоское стекло вместо купола или купол из дешевого акрила (n=1,49) с меньшим преломлением — эффект объема и блеска значительно слабее, эмблема выглядит плоской дешевой.